20 апреля 2012 г.

Государственное задание

И даже когда свинцовые тучи – радуйся! 
В дождь и слякоть – радуйся! 
Радуйся и ликуй, презирая боль, ибо имя тебе – человек!
С таких вот слов хочется начать очередной пост. 
Как обычно, каждому читателю, мой пламенный привет!
полигон Ашулук тактическое учение
Особое задание на государственном полигоне «Ашулук» проходило в рамках очередного испытания человеческих сил и технических средств на прочность. Прошло всё на уровне и мой личный состав, судя по оценке, победил трудности и лишения, армейских будней. На практике мне не выпала честь созерцать всё происходящее по той простой причине, что меня на полигон не взяли. Причин этому бяку очень много. Наверно не подошёл по новым критериям жёсткого отбора. А может по причине того, что у места дислокации командовать было не кому, да и не кем.
Поначалу тоже готовился к выезду, и до последнего момента командование сохраняло интригу с моей отправкой. Только перед самым отъездом личного состава мне объявили о явной и бесповоротной замене. Думал было, что третий раз смогу пройти испытание полигоном, но не получилось. Самое интересное, что желание туда попасть не спрашивали, хотя поначалу оно было. Имело место так сказать, но ближе к выезду оно стало угасать.
Ашулук тактическое учение
Дело в том, что у меня есть с чем сравнить. Было два полноценных выезда в сторону полигона и выполнение тактических заданий ранее. Настоящие требования на государственном полигоне изменились кардинально. Судить могу по тем историям, что услышал от своих офицеров имеющих возможность туда попасть. Не уверен в том, что офицеры привирали, когда рассказывали про увиденное там.
Слушая про то, про это, невольно рисовал себе три-дэ картины в голове. Пытался понять о чём идёт речь. Искал сравнения и пытался анализировать услышанное. И вот к чему пришёл.
радарДело в том, что если взять человеческий фактор, то в этом плане особо изменений не произошло. А ведь именно человеческий (личностный) фактор или его потенциал способен приближать положительный результат. Потом всё остальное. Конечно, можете со мной поспорить. Мол, подготовка специалистов, их психологический настрой и всё такое…, но позвольте, на полигон отбирают лучших и достойных. Предоставляют офицерам особую возможность себя проверить. Испытать на прочность. Проверить по самому максимуму. Это так, всё правильно. На полигоне всегда трудно, если имеешь желание победить и получить положительную оценку.
Так было и тогда. Так было раньше. Так есть и так будет, и это правильно. Тема эта отдельная и можно её развивать дальше. Всё познаётся в сравнении. Тут буду искать аналогию.
РЛС
Первый мой полигон в 2004 году проходил в 50-ти км. от Ашулука. Есть такое место, где расположена учебная позиция радиотехнических войск, а рядом боевое подразделение несущее боевое дежурство. Тогда мы были первыми, кто за последние одиннадцать лет приехали покорять Астраханские степи. Нам пришлось не только запустить радиолокационную технику, но и сдвинуть её с места. Нужно это было для совершения марша длинною в 30 км. на позицию дислокации, но этого сделать мы не смогли с первого раза. Колёса станций практически вросли в песок и ситуация поглотила наши усилия. Ни чего не поделаешь, приказ есть приказ, и мы делали всё возможное и не возможное для решения поставленных задач. Нам удалось сдвинуть технику. Всего на пять с небольшим километров и одно седельное оружие приказало жить другим. Очередной тягач тоже издох. Толкать технику было нечем.
закат полигон
И что примечательно, руководство наше понимало, что причин тому было много и особо не парилось проблеме. Заказали из Моздока седельную единицу и через сутки с небольшим наша колонна стояла на месте задания. При этом мы не чувствовали на себе гнева руководства. Именно это было хорошо с позиции нормального отношения к людям.
Очередная поездка в 2007 году всё в ту же сторону показала, что, как и прежде нужно было проявить не дюжую силу по противодействию трудностям. Приволжский полк оказал нам тогда хорошую бытовую услугу. Разместили нас в помещении строящейся казармы на первом этаже. Обычное помещение с окнами и дверями. Туалет на улице, там же место для построения.
условия тылКак и в первый раз, помещение было максимально не похоже на жилое здание. Может так принято в войсках, я так и не понял до настоящего момента. Это всё же лучше, если бы нам пришлось ставить палатки с заплатками и жить в степи. Такой быт экстремальный и максимально приближен к боевым условиям, но наши командиры повели нас лучшим путём.
Такая забота о личном составе, несомненно, ведёт к победе над неудовлетворительной оценкой. Раз уж речь пошла про быт, то добью её окончательно.
ум понять можноМожно долго спорить о том, что человек такое животное, что привыкнет к любым условиям быта. Что военный человек может таскать своё дерьмо туда и сюда по всей военной галактике даже не поражаясь системе отношений государства к своему защитнику. Это нормально. Мы до сих пор ездим в выездной караул в теплушках. В условиях тоже не особо удобных, но ведь других условий просто нет.
Именно так, до сих пор, до настоящего времени размещение личного состава офицерского кадра оставляет желать лучшего. Тут не рассматриваю размещение солдат по призыву. Для этой категории граждан имеются казармы. Там есть всё необходимое. Тут особо не забалуешь. Пожалуется такой отпрыск своему папе-маме, и волной накрывает всех, от командира взвода до самого крайнего офицера. Может вот тут нам нужно соорудить для себя какой бы там орган «мнимой власти» за права офицерского кадра. Может, будет в этом толк.
следитьС офицерскими кадрами всё до на оборот. Так получилось и на этот раз. Помещение похожее на казарму приютило горстку офицеров нового облика. Причём на месте есть офицерское общежитие. Для тех, кто уже успел получить своё повышенное денежное довольствие, могут себе позволить жить в номерах общежития повышенного спроса. Для других офицеров, это бывшее помещение казармы или ещё чего круче. В составе выезжающих были офицеры, не получившие своё денежное довольствие за ряд месяцев. Этот факт был взят на заметку командирами всех уровней, но сделать по этому направлению ничего не смогли. У вас нет денег на командировку? Так идите и займите их у тех, у кого они есть. Это же просто.

резина заменитель
Резиновая техника
Идеальных решений и подходов в ситуации практически не бывает, но ведь перед полигоном была подготовка. Значит ли это то, что готовились плохо? Может это и так, но на местах не всегда, получается, учесть все особенности предстоящего полигона. Именно в этот момент нужно вспомнить про тот опыт, которым обладают такие офицеры, кто уже имел честь бороться за положительную оценку на полигоне.
солдат служба армияМожно же, и нужно после каждого полигона давать строгую оценку не только лично каждому специалисту, но и всем тем направлениям дающим возможность приближать победу. Именно опыт, сложенный в общую копилку, может стать отличным подспорьем будущим поколениям офицеров. Сделать это просто. Нужно иметь желание себя заставить обобщить передовой опыт. Сложить его текстуальную часть в общую базу данных. Приобщить этот опыт к практическим реалиям и применять его не только в стенах высших военных учебных заведениях, но и в таких же боевых подразделениях. Всегда учитывать опыт практических выездов на полигон не только для решения вопроса с выездом за границу к папе или маме, но и для продвижения по воинской должности.
Считаю, что опыт полигона – это кладезь знаний, как теоретических, так и практических. Может, конечно, эти знания систематизируются, но не так как этого бы хотелось. Иначе бы офицерам не приходилось иметь такой возможности испытать себя унизительными бытовыми условиями или ещё другими испытаниями.
флаг флажок
О других испытаниях остановлюсь отдельно. Это даже не испытания. Их назвать трудно таковыми. Они могут себя отнести к разделу психологического стресса, после чего может наступить боевая травма. Наверно что за кем, или чем объяснять не нужно. Так вот, не секрет, что в условиях особо максимально приближенным к боевым некие отцы-командиры ведут себя по отношению к подчинённым не особо корректно. Это даже мягко сказано. Наверно в такие моменты испытания в жизни ряд командиров раскрывают всю свою сущность по отношению к горячо любимому личному составу.
Мат-перемат и брань попутная в таких условиях обычное дело, и если офицер оказался слабаком на уши, то ненормативная лексика его приведёт к ряду замешательств. А это в свою очередь повлияет на моторную функцию неготового организма. Именно с этой целью перед отправкой на полигон личный состав тестируется алгоритмами и тестами. Сегодня этим в войсках занимаются помощники командира не только по работе с личным составом, но и не штатные психологи. Последним всегда это делать не трудно. Опыт не пропьёшь. В конечном случае можно всегда спрятаться в кусты. У вас нервный срыв? Так я, как не штатный психолог не виноват. А это уже серьёзное дело.
ПРО тестировались на предмет нервной устойчивости и вот результат. К примеру, он оказался не совсем положительным для отправки на полигон. Может это уже повод вас заменить на более стойкого воина? Ан нет. Другого взять не хотим по соображениям профессиональной пригодности и лояльности перед руководящим составом. Давайте же проверимся снова. Вот. Уже у вас результат лучше. Так держать. Премию получал в прошлом году? Ну, вот и хорошо, готов к труду и обороне! Полезай на борт самолёта.
Борт самолёта тоже некоторых пугает, но кого волнует чужое горе. Вам что-то не по себе, офицер? Что-то вы к себе теряете доверие. Может вам вот нужно декларацию о доходах заполнить, или есть вопросы иного плана, - всё это, конечно же, бред сумасшедшего, но очень близко к теме психологического давления до наступления момента отправной точки.
Именно постоянный и непрерывный психологический прессинг со стороны руководителей заставляет переосмыслить своё интересное положение в строю. Особо, если в этом строю стоят твои подчинённые, которые о тебе больше чем узнают каков вы «на самом деле». А ещё бытует мнение, что у нас в стране стали меньше писать матерных слов на заборах. Хочется в это верить. Вывод один, культурной революцией в войсках не пахнет. Раньше тоже оказывалось интересное общение между офицерами, но такого грязного отношения как это чувствовалось в этот раз, не было ещё. Это подтверждают многие мои рассказчики и летописцы сегодня.
Вот интересно, если бы это были боевые действия, а не учебный полигон, как бы оно выглядело? Наверно, я так предполагаю, что за такой базар в свой адрес, правила мог бы заполучить отметку пару грамм состава. Грубо, но это только теория. На практике мы твёрдые и всеядные человечки. Нас можно и по матери и в хвост, и в гриву. Наверно культурных, как и атеистов в окопах уже нет и быть не может.
капеллан освещать обряд
Кстати, перед отправкой на полигон, на взлётной полосе с благим намерением присутствовал батюшка православный. Всех побрызгал святой водицей и слова сказал напутственные. Раньше этого у нас не было. Наверно не модно было тогда иметь такую опцию. Зло наверно имею честь сказать про благие начинания, но по причине своей дремучести прошу прощения у верующей половины планеты Земля. Не судите строго, но только вера наверно может помочь в полёте офицеру. Парашютов на всех модный кутюрье не произвёл.
Зато мы, как истинно русские люди взяли с собой на полигон целый багаж подарков. Как же их не взять. Мы же в гости едим. А у нас принято брать с собой подарки в гости.
обряд освещение посвещение
Если раньше подарки были по средствам, то сегодня нашим средствам позволено иметь подарки с многими возможностями. Для сравнения обмолвлюсь. Раньше мы брали старые бэушные компьютеры отжатые у гражданского населения. Брали с собой доски для постройки туалетов и всякого деревянного хлама. Досок брали много. На земле Астраханской доски ценятся особо. Потому что деревья там маленькие. Везли с собой всякую мелочёвку и попутные вещи в дорогу.
В настоящем времени всё кардинально поменялось. Не буду открывать Америку, но желания страждущих во истину удивляют. Не буду о грустном, но когда тебя просят прихватить с собой парочку вещей не первой необходимости, то это навивает на мысли. Это уже похоже на то, как сдают экзамены в коммерческом вузе. Другими словами, хочешь оценку хорошую, давай нам заинтересованный продукт.

А тем временем офицерский состав готовит себя и технику к боевому применению. Не смотря на трудности полигонной жизни, физических и моральных нагрузок, офицеры показывали свои умения, пытаясь победить ситуацию. И это нам всем удалось сделать не смотря на трудности. Как будто все забыли на время про трудности и смогли мобилизовать себя на главном, на том, для чего мы все нужны.
Наша работа помогла зенитчикам поразить воздушные цели на оценку «хорошо», а местами и на «отлично». И это не преувеличение. Так было. Было так, как было, когда довольный работой расчётов из командного пункта выбегал генерал наш и благодарил всех участников боевой работы. Ему давно уже так не помнится, чтобы так работали расчёты. Может это и есть та благодарность всему подчинённому ему составу за неимоверные трудности по отношению к себе. И те грамотные листки перед строем перекрывают к себе интересное отношение, которое на время даёт возможность забыть про былое.

Вообще про полигонную тему можно строчить пост долго. Этому причин много, но пока сделаю паузу. Для тех читателей, кто имеет опыт полигонного выхода, отведу роль излагающих своё личное мнение по средствам комментариев. Если есть опыт, прошу к барьеру. Будет интересно почитать.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...