11 сентября 2013 г.

День специалиста органов воспитательной работы

Позволю себе заметить, что 11 сентября сотрудники воспитательных структур Вооруженных Сил России отмечают свой профессиональный праздник — День специалиста органов воспитательной работы. 
Герб ГУВР ВС РФ
Вы не знали? Да! Это так, с чем и поздравляю всех сотрудников воспитательных органов с их профессиональным праздником. Желаю всем работникам горячего цеха долгих лет жизни, чтобы достойно они встретили окончание военной реформы в армии и на флоте.
Сам профессиональный праздник возник не так уж давно, но мало кто об этом знает. Само возникновение должности офицера-воспитателя в армии и на флоте уходит с корнями далеко в прошлое время. Кому интересно можете найти много полезной информации по этому поводу в интернете. Приобщусь тут тоже. По случаю такого праздника позволю себе пробежаться по данной больной теме. Так сказать, немножко посмотреть на происходящее со своей стороны.

В 2009 году, когда в ходе реформаторского нашествия в армии были сокращены должности офицеров-воспитателей в начальном звене «рота-батальон», мне показалось, что сей эксперимент, закончится плачевно, и должности вернут. Можете себе представить, что у командира отдельной радиолокационной роты не стало полноценного заместителя по воспитательной работе? Ах да, многие в войсках считают, что такая должность не нужна в отдельной радиолокационной роте и её нужно сократить, что и было сделано.

Спустя год родился праздник.
Потом спустя время были сокращены психологи полкового звена и офицеры по общественно-государственной подготовке. Что касаемо полка, то тут бы ладно, но ротное звено оставить без офицера-воспитателя – это не очень грамотно с точки зрения здравого смысла.
Оказалось, что бремя воспитательного процесса реформаторы армии решили переложить на командирский состав и офицеров в целом. Другими словами, если у офицера есть подчинённый ему личный состав, то офицер обязан его воспитывать.
Теоретически это правильно, но на практике получилось всё не так, как этого многие себе хотели. В итоге личный состав остался попросту брошенным офицерами. Само воспитание свелось к формальному подходу. Вникать в нужды и желания личного состава, офицер не успевал, т. к. выполнить все упавшие на его плечи обязанности стало сложно.

Не стоит забывать, что кроме личного состава у офицера воспитательных структур есть много других задач, которые он выполняет незаметно от личного состава. Про это реформаторы наверно не знали, когда принимали решение по сокращению численности армейских воспитателей.
На практике оказалось, что офицер-воспитатель батальонного звена, должен был тянуть воз воспитательного процесса и за отдельную радиотехническую роту, оказывая посильную помощь командиру роты. Приезжая в роту наводить порядок, беседовать с солдатами, ловить самовольщика.
При этом верхнее руководство не снимало с офицера груз ответственности за всякие там упущения по службе. Мало кого из руководства интересовал тот факт, что радиотехнические подразделения разбросаны по границе и между ними сотни километров пути, которые офицер-воспитатель преодолевает на свои средства к существованию.

В итоге в войсках за пару лет увеличилось число проступков и происшествий разного уровня. Состояние воинской дисциплины и правопорядка упало в разы, но на самом деле командиры стали замалчивать о реальном положении дел в своих подразделениях. Постоянно прикрывая настоящие факты, командиры докладывают вышестоящим командирам, что состояние воинской дисциплины и правопорядка в норме. Делают это они не из спортивного интереса, а по той простой причине, что кресло командирское уж очень теперь богатое. А лишние палки в огород будут только помехой семейному бюджету.

Данная статистика привела к тому, что в прошлом 2012 году частично сократили должности офицеров-воспитателей на радиотехнических батальонах. Что примечательно именно с первого сентября должностей не стало вовсе. Такой вот подарочек к празднику! А может и нет. Может в этом есть какой-то скрытый смысл, о котором можно только догадываться. К примеру, из шести батальонов должности оставили на двух подразделениях. Можно было только гадать зачем так сделали. Кто знает, тот молчал. Кому знать не положено выполнял требование директивы.

В итоге имеем отсутствие должности офицера-воспитателя уже на звене батальонного уровня, а там где такой офицер остался его должность переименовали, сделав его помощником командира по работе с личным составом. Не заместителем, а его помощником. Чувствуете уровень? При чём на эту должность не назначат не профильного офицера. Офицер должен быть специалистом своего дела. Только где его взять такого специалиста. Военные учебные заведения уже давно не выпускали таких специалистов, а те офицеры, что имеют богатейший профессиональный опыт с каждым годом уходят из армии. Либо их сокращают в запас.
ВОЛЬДЕМАР имел сказать:«Искоренение из Армии института политорганов - грубейшая и трагическая ошибка руководства Страны! Институт политорганов был создан в рабоче-крестьянской Красной Армии людьми величайшего ума 20 века, который на практике показал действенность и его необходимость, как контролирующего органа в Армии всех сфер её деятельности!!!Институт политорганов в Армии и на Флоте оправдывал свое назначение и очень обидно и до боли трагично, что его искоренили сейчас»
В сущности сам институт воспитательного характера работает. Орган воспитательный жив и постоянно о себе напоминает спускаемыми телеграммами и указиловками в адрес нижестоящих подразделений. Вот только многое из этих указаний так и остаётся пустым звоном для офицеров занятых рутинным делом.
В интересах воспитательной работы активно трудятся родители солдат. Стоит сыну-солдату пожаловаться родителю по сотовому телефону, как у командира начинаются проблемы с военной прокуратурой. Наверно такой способ воспитания более динамичен, чем тот который был раньше.

А как же быть командиру, если у него не функционирует Дом офицера, и нет солдатского клуба. Библиотеки тоже нет, её сократили. Есть комната информирования и досуга, но информацию на стенах пора менять. Делать это будет, назначенный нештатный офицер, не имея представления, как это делается, если нужно скатерть красную надеть. Хорошо бы тут опыт иметь, но его нет. Вот тут-то проблемы и начинаются. Хорошо есть мобильный телефон и есть кому позвонить. Ещё лучше, если не допускать до края и уметь принимать правильные решения, но это другая история.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...