13 января 2013 г.

Двадцать два года тому назад

Все было как вчера...
Что-то вспомнилось мне, как в ночь на 13 января 1991 года наше второе отделение курсантов Вильнюсского военного командного училища радиоэлектроники ПВО, было поднято по тревоге. Доброго дня, друзья!
Вспомнилось мне не зря. Вот уже скоро, как будет 20 лет выпуска из военного училища. Будем отмечать конечно. Это событие на слуху, а так же и все то, что с этим связано.
Наверно многим известно, что тогда происходило в далеком 1991 году в г. Вильнюсе, а многие даже себе не представляют тех событий. Переписывать историю тут не буду. Наверно вспомню, как было. Для тех, кто не представляет и не знает, что и как, вот видео на эту тему:


На кануне,12 января 1991 года была суббота. Так же, как и сегодня. 
Вечером 12 января многие из нас вернулись с очередного увольнения из города. Обсудив свои вечерние впечатления наступил отбой. Спать конечно же не хотелось, тем более, что не так давно закончился курсантский отпуск после первого семестра. Оставалось много не уничтоженных продуктов и напитков всяких. Вот и решили с вечера попробовать молдавского вина. Разложились, посидели и легли спать. Отбой же, как ни как.
Шла ночь и к самому утру, часов эдак к пяти наше отделение разбудил старшина роты. Построил всех и объявил, что все мы в качестве группы патрулирования обязаны получить оружие, бронежилеты, каски и выдвинуться в район военного госпиталя. Почему то все были больше чем уверены в том, что нас выбрали в качестве наказания за вчерашнее употребление молдавского вина. 
Конечно же мы не придали особого значения всему происходящему. Выполнили поставленную задачу и выдвинулись в район военного госпиталя. Госпиталь был рядом с военным училищем. Перемахнув через забор мы оказались на территории военного госпиталя. Там нас встретил патруль и указал нам место нашего патрулирования.
Это место оказалось у забора, который граничил с территорией города. Буквально рядом с забором на той стороне располагалась троллейбусная остановка.
Было прохладно. Курсантская шинель грела плохо. Зимнее время года не давало спокойно стоять на месте. Ходить по маршруту тоже было скучно, тем более, что мы мало себе понимали свою задачу. Можно было только догадываться о том, что и для чего мы тут делаем.
Только непонятные доносились грохоты до нас. Где-то в районе телевизионной башни раздавались не то грохоты, не то взрывы. Думали мы, что это местное население развлекается. Пока не появился на остановке троллейбусной первый прохожий пассажир. 
Выставив в дырку ствол автомата, это так, для придания ситуации некой загадочности, попытались у мужчины попросить прикурить. Что было потом мы себе даже и представить не могли. Мужчина наверно решил, что ствол автомата повернут был на него на полном серьезе и отдал нам всю пачку сигарет, мол курите себе конечно. Именно от него, от утреннего пассажира, мы узнали о тех событиях происходящих у телебашни. 
Разговорившись с мужчиной мы конечно же извинились перед ним, но было видно, что он нам не поверил и решил свой троллейбус не ждать. Как-то быстро он заспешил по делам. Только мы его и видели.
Часа три мы слушали раскаты грома и наблюдали зарево взрывов где-то там вдалеке. После этого нас сменил следующий состав патруля, а мы отправились обратно в училище.
Вспоминаю те дни сегодня, как что-то далекое. Мы охраняли сами себя. Ни кто нам не мог тогда сказать, что происходит. А происходило очень много. Было все всерьез. Только мы тогда думали, что если нам не выдали боевые патроны для автоматов, значит все не всерьез, а так, обычное военное дело.
С другой стороны забора было не просто. Было все запутано и решалось по ранее написанному сценарию. Мы были просто пешками.


Виктор Александрович Лутцев, один из организаторов Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», считает, что «самым подлым ударом по «Альфе» стали события в Вильнюсе в январе 1991 г. По приказу из Кремля мы взяли штурмом захваченный литовскими националистами телецентр. При этом впервые за предыдущие десять лет погиб наш боевой товарищ Виктор Шатских. Можно представить состояние ребят! Но мало того что по возвращении в Москву нас никто не встретил, так Горбачев тогда на весь мир заявил, что не посылал «Альфу» в Вильнюс. Мы восприняли это как предательство. Дальнейшие события, к сожалению, только укрепляли в таком убеждении. Последней каплей стало решение передать «Альфу» в подчинение Федеральной службе охраны. При этом от нас требовали принести присягу на верность Президенту России Б. Н. Ельцину, а не стране». Бывший лидер боевиков «Саюдиса» и министр обороны Литвы Аудрюс Буткявичюс признался: «В конце 1990 г. мы уже знали о многих приготовлениях: когда прибудут Ачалов, Варенников, Овчаров, когда приземлятся псковские десантники. Мне известно, что многие политические группы в союзной столице Москве были заинтересованы в распаде империи. Только таким путем они могли прийти к власти. Были мои разговоры тогда с Моисеевым (тогдашний начальник Генштаба ВС СССР). Я знал, что выход Литвы из состава Союза в их планах. Для меня не было какого-то недопонимания, что тут происходит. Они играли очень ясно, я имею в виду группировку вокруг Ельцина. Прокуратура в ходе обследования жертв, убитых из огнестрельного оружия на площади, пришла к выводу, что пули их поразили сверху вниз, а не по прямой. Значит, стреляли в этих людей не бойцы «Альфы», а люди с башни» 

Примерно вот так. Наверно нужно смотреть на все происходящее с другой стороны, но спустя время, на прошлое смотреть просто необходимо. Это необходимо для того, чтобы увидеть будущее.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...