24 июня 2011 г.

Работать под накалом.

Давно отгремели фанфары с литаврами праздничного выпуска. Молодые офицеры разъехались к месту службы. Спустя месяц, вчерашние курсанты принимали дела и новые должности. Так случилось, что офицеру довелось принимать автоматизированный комплекс управления. Став командиром взвода управления, офицер начал вникать в тонкости военной профессии на практике. Принятое вооружение, было старым и часто ломалось. Отказы за выходами из строя, продолжались снова и снова.
Создавалось впечатление, что проще было взорвать радиоэлектронную рухлядь и в раз забыть о её существовании. Всё бы хорошо, но офицер такой комплект техники в училище не изучал, и это очень напрягало лейтенанта. Автоматизированная система управления, на которую попал офицер служить, была ламповой техникой прошедшей не один ремонт на заводе. Она была стара, как этот мир. О ней лейтенант в училище только слышал, что когда то была такая станция в войсках. О её существовании, офицер даже не догадывался. Изучая одно радиолокационное вооружение, офицер попал на не знакомую технику. Времени удивляться, и расстраиваться у него не было. Нужно было служить дальше.

В очередной раз, когда любимое АСУ сломалось, офицера вызвали на восстановление техники. По прибытии на место, становилось не совсем понятно, что вышло из строя. Офицер, с тихой грустью приступил к ремонту своего барахла. Первым делом проверил все необходимые параметры и питающие напряжения. Шкаф за шкафом, блок за блоком, офицер стремился вычислить характер неисправности. С каждой затраченной минутой становилось понятно, что причина кроется в системе питающих напряжений блока БН-32, который выдавал нужные напряжения. 

После четырёх месяцев службы на технике, офицер сам себя научил порядку выяснения причин неисправностей. Этому его учила сама техника и желание добиться ощутимого результата на практике. Отсутствие нужной технической документации и комплекта схем, вызывали затруднения в восстановлении техники. Иногда, нужно было долго искать неисправность, не имея схем. Такие трудности только огорчали, чем вызывали неотвратимое чувство удовлетворения от положительного результата в восстановлении. Вышедший из строя блок, на самом деле самый обычный. Несколько приборов и датчиков со стрелками и регуляторами. Ничего более того, что должно быть. Именно одна из стрелок на панели не желала, что-либо показывать. Поиск неисправности продолжался. 

Лейтенант, в предвкушение скорой победы над техникой, закурил сигарету и присел на корточки, опираясь на стенку прицепа. «Ну, вот и дело то в шляпе» - подумал офицер, - «Сейчас проверю предохранители и домой, сегодня же воскресенье, как ни как, выходной». Офицер сидя курил и размышлял. В прицепе монотонно и шумно работала вентиляция. На столе, шкафах с блоками и полу, лежали разбросанные схемы и бесполезные инструменты. Рядом с блоком дымился горячий паяльник, заранее включённый на всякий случай. Остановив свой взгляд на паяльнике, офицер решил его выключить. «Наверно он мне не понадобится» - решил офицер. 

Докурив сигарету, лейтенант приступил к проверке предохранителей. Как не странно, они оказались целыми. Выдвинув из шкафа блок, офицер приступил к визуальному осмотру внутренностей электронных приборов. В чём была причина, опять стало не понятным делом. «Эх, а так рядом была истина» - про себя подумал офицер. Время. На часах было уже шесть вечера. Прошло два часа. Ремонт затянулся. Неисправность не поддавалась. Будто решала, что ей больше нравится – быть покорённой, либо помучить офицера, чтобы он опыта набрался. Прошёл ещё час, но причина поломки оставалась не ясной. 

Очередная сигарета. Мозг офицера работал, и было слышно, как в висках бьётся пульс злости. «Говорили мне: - учи теорию цепей с электронными приборами» - вспоминал офицер наставления преподавателей. Время неумолимо неслось вперёд. В десятом часу вечера, офицер вышел из прицепа. Прохладный ветер и темнота бодрили лейтенанта. Мозг отказывался воспринимать действительность, но это только злило офицера ещё больше. 

«Странно, неисправность ерундовая, а устранить не могу» - прикидывал офицер – «Нужно с этим, что-то делать». Вернувшись в прицеп, горе-инженер продолжил ремонтировать поломанный блок. В ход шли измерительные приборы и набор запасного имущества. 

«Почему же на лампах нет напряжения катода?» - спрашивал себя лейтенант – «Нет напряжения, нет накала, нет накала, нет напряжения» - бубнил себе под нос офицер. Расследование местного масштаба шло в тупик. Для того чтобы обеспечить эмиссию электронов с катода, его дополнительно подогревают, но катоды в лампах молчали. Нужно было напряжение накала, но его небыло. Оно упорно отсутствовало. Напряжение нужно для разогрева нити катода, чтобы создать термоэлектронную эмиссию. Именно для того, чтобы электроны покинули нить катода и долетели до анода. 

«Где же, накал, где он, мать его ети?» - одновременно спрашивал и ругал себя офицер, но результата небыло. Сказывался небогатый опыт и слабые теоретические знания, полученные в стенах военного училища. Казалось бы, поломка не значительная, а ремонту не поддаётся быстро. 
Порой так бывает, что переоценка неисправности в начале пути, притупляет поиск истины. Думаешь, да, что тут делать то, - всё же просто! Начинаешь делать, а оказывается, что всё сложно. С возникшей неисправностью, офицер бился пару дней, пока случайно не услышал разговор проходящих мимо солдат. Трое бойцов убывали на приём пищи и проходили мимо прицепа. Офицер стоял и курил неподалёку. Солдаты не заметили офицера. Он не мог не слышать приватное общение солдат. 

- А чё, летёха то, всё воюет со своей ласточкой? 
- Не то слово, Паха, мы ему устроили райскую жизнь. Не один день уже он там зависает в своих прицепах. А то взял моду, нас напрягать по службе. Мы чё, мы уже дембеля почти, а он строить нас надумал. Вот мы ему и оборвали там проводок в блоке. 
- Да ладно? 
- А то! 

Солдаты прошли мимо, даже не заметив офицера. От полученной информации, офицера бросило в ярость. Кровь нахлынула, и хотелось всё крушить, но летёха тормознул, и не стал останавливать солдат. Справившись с самим собой, офицер решил больше не приступать к ремонту блока. Кинув монтажный провод с другого источника питания, неисправный блок заработал, и этого было достаточно для выполнения боевой задачи. Только это было грубое нарушение техники электро-безопасности и могло привести к поражению электрическим током личный состав. На следующий день, офицер сделал так, что на восстановление АСУ был вызван весь личный состав солдат по призыву. 

- Товарищ лейтенант, а чем мы можем вам помочь в поисках накала? Вы же инженер и учились на технике работать? 
- А я и не заставляю вас искать накал. Для вас у меня есть другие виды ремонтной деятельности. И ещё, откуда вам известно, что я ищу именно накал? 
- Так вы же не один день его ищите.
- Верно, не один. Вот вас мне и не хватает.
- Разрешите узнать, что мы будем делать? – спрашивает другой солдат. 
- Для начала два часа строевой подготовки, потом час физо и РХБЗ. Потом техническое обслуживание кабельного хозяйства. Одним словом, помогать мне будите. Задача понятна? 
- Понятно, но скоро обед. 
- На обед пойдём все вместе, когда я скажу.
- Это не по распорядку, товарищ лейтенант. 
- За то, по совести. По приказу, техника восстанавливается круглосуточно. Если есть особо недовольные, дам приказ почитать. Всё. Сержант Сытин, выйти из строя и приступить к первому часу занятий. 
Пять солдат боевого расчёта в течение пяти часов под присмотром офицера занимались боевой подготовкой в составе подразделения. А лейтенант в это время, контролировал безопасные условия военной службы. Проброшенная сопля в виде монтажного провода, угрожающе висела в течение всего графика боевого дежурства несколько суток. Ближе к обеду, солдат сморила усталость, и они взмолились о пощаде, но офицер был непреклонен в решении. Таким образом, на обед никто не пошёл. Ударное выполнение поставленной задачи, дало свои результаты. Ближе к вечеру, солдаты решили вернуть боеготовность блока в исходное состояние. Пока один солдат отвлекал офицера, двое других устраняли поломку. Офицеру только нужно было делать вид, что ничего не происходит. 
Оба лагеря военнослужащих в итоге поняли, - что всё, что делается тайно, рано или поздно станет явью. Эту истину офицер почувствовал на своей шкуре, а солдаты усвоили урок и больше не старались выводить радиолокационную технику из строя. Офицер тоже заметил, что техника стала меньше ломаться. Отказов стало не много, но если техника ломалась, то её во взводе управления, восстанавливали всем подразделением. Так возникла новая традиция.
И не важно, знаешь ты радиоэлектронную технику или нет, в конечном итоге, она будет отремонтирована. В таком деле, как на войне, – все методы хороши, для достижения заветного результата. По итогу устранения неисправности, офицер взял трубку гарнитуры громкоговорящей связи и доложил на вышестоящий командный пункт:

- «Низину», на вход! Есть накал! Боеготовая теперь, моя ласточка!
- Принял, вход «Низины» за 10.15! Работаем по графику. 

Лейтенант с чувством удовлетворения вышел из прицепа пункта управления. Его ждали другие проблемы и новые неисправности. Эта история происходила на самом деле. Многих из выпускников военных училищ ждут подобные истории. Если ты готов к трудностям, то всё у тебя получится. 
Работа под накалом оказалась трудоёмкой задачей. Случайностей быть не должно, но они всегда есть, как есть те мелочи, о которых не нужно забывать.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...