![]() |
Совершение Таинства |
Навеяло мне поведать о высоком. О том, что не потрогать и не ощутить. В это можно верить, можно не верить. Дело это каждого. Жизненный путь у каждого свой.
Речь пойдет о религии в армии. Тем более, что тема и сегодня актуальная. В СМИ иногда появляется информация, о том, что скоро в армии появятся военные капелланы.
В 2009 году я впервые об этом узнал. Сама новость меня бы не удивила, если бы ни одно обстоятельство. Дело в том, что капеллан, по словам из услышанного, должен будет заменить офицера-воспитателя.
Именно батюшке будет предоставлено воспитание солдат. Вот это меня и смутило. Честно говоря, в голове не укладывается, как это будет выглядеть на практике? Заинтересовавшись услышанным, стал искать такой информации свое объяснение.
Оказывается, на полном серьезе в ряде духовных семинариях, уже готовят будущих специалистов, у которых будет статус гражданского служащего Вооруженных Сил.
Из вышесказанного следует, что батюшка будет служить господу нашему, служить гражданским персоналом в армии и одновременно быть воспитателем человеческих душ. С божьей службой все понятно. С государственной нет. Этот механизм еще прорабатывается.
Решится вопрос и с многими конфессиями. Страна у нас многоконфессиональная. Служат в ней представители разных религий, нужно всем по "капеллану".
В свое время (с 1994 по 1999 г . г.), мне пришлось проходить службу в одном из подразделений, в котором служили православные солдаты. Для тех, кто не представляет о чем речь, поясню.
Подразделение особо ни чем от себя не отличается. Обычная воинская часть. Только расположена она, рядом с мужским монастырем. По этой причине в 1995 году, было принято решение, на базе нашего подразделения, создать православную воинскую часть.
В подразделение стали призываться юноши верующие в бога. Этому способствовал мужской монастырь. Он нам и поставлял будущих солдат.
Схема была такова. Перед призывом в армию, будущий солдат через местную приходскую церковь или паломническую службу, попадал паломником в монастырь. Там работал во славу божью, какое то время. Выполнял разную работу подсобного рабочего. В звании трутня. Потом, через местный военный комиссариат, призывался в армию. После призыва попадал в войсковой приемник, а из войскового приемника, в сопровождении "православного надзора", попадал к нам, минуя все списки распределения.
В то время, когда солдат не хватало в соседних частях, у нас такой проблемы с личным составом небыло.
Первые православные солдаты, были не совсем верующими. Это стало ясно, после первых месяцев службы. Каждый из них преследовал свои цели. Кто-то хотел избежать войны в Чечне. Кто-то так "поверил в бога", что думал о том, что близость с монастырем ему поможет. У каждого, что-то было свое. Особой разницы в поведении солдат небыло видно. Были у нас и обычные солдаты. Это те, которых не готовил нам монастырь. Настоящие специалисты своего дела. Только мало их было.
Вот потом (с весны 1995 года), в последствии, пришли действительно верующие солдаты. Которые не понаслышке знали и умели проводить православные ритуалы. Так, у нас в части, вместе с воинскими ритуалами, появились и православные ритуалы.
Необычно было наблюдать солдат поющих псалмы и Отче наше. В любом служебном помещении стало заметно, что это помещение хранит Господь наш. Иконки и образа возникли тут и там. Каждый "идейный верующий" солдат молился, где придется.
Все шло своим чередом. Но долго так продолжаться не могло. И командир стал гонять таких солдат, которые где придется, расставляли святые вещи.
В это самое время, было принято решение оборудовать официальное место, для совершения церковного таинства.
В комнате досуга (бывшей Ленинской Комнате) по направлению на Храм Христа, установили аналой, развесили иконы с иконостасом и свечками.
Комната досуга превратилась в культурный и православный центр. Все остальные места в части были вне закона.
Раз в неделю, в часть приезжал батюшка, для проведения исповеди. В увольнение солдаты ходили исключительно в храм.
Верующий солдат, если он действительно верующий, отличается высокой работоспособностью. К выполнению поставленной задачи все относятся добросовестно, друг с другом вежливы. Грубость у них вызывает искушение, поэтому о негативе во взаимоотношениях и течи небыло. Были обиды, мелкие кражи, приятные пакости. Серьезных проблем с такими солдатами не возникало. Они тогда, были все благословлены на ратное служение Отечеству, и клятва Господу для них была важней присяги.
Зная о такой слабине, командир иногда пользовался этим. При очередном приезде в часть батюшки, всячески искал возможность переговорить по поводу нерадивого солдата. И, знаете, воспитательный эффект имел место. Одна проповедь батюшки, для такого солдата, становилась как холодный душ в зимний вечер. Солдат не боялся, но понимал, что был не прав.
Этим я хочу сказать то, что был солдат скорей не "оловянный солдатик", а обычный молодой парень, которому присущи как грехи, так и искушения. С этими качествами, трудно бороться даже умудренному опытом человеку. А тут молодые парни, кровь играет!
Вот что в этих солдатах мне нравилось, так это то, что у них была вера. Они верили в бога, а он им помогал. Помогал служить 1,5 года (тогда столько служили), преодолевать трудности и терпеть тяготы, и лишения военной службы. Именно тогда, я понял, что без веры человеку не прожить. Верить нужно. Тогда появляется смысл в жизни, видишь цель. Вера может быть разной. Но она должна быть. Иначе пустота и забвение. Поверил ли я в бога? Скорее нет, чем да. К этому нужно быть готовым.
Вызывал у меня интерес к таким солдатам поговорить на тему веры. Многое из рассказанного очень убедительно и могло меня подвигнуть к православной вере в серьез.
Так могло случиться, но не случилось. Не проникся. Все-таки воспитание - это, сильная штука! Хотя, на моей памяти, встречал я офицера, который стал жертвой сектантов. Из армии уволился и живет в секте. Каждый выбирает себе дорогу сам!
Воспитание и вера творят чудеса. А воспитывать человека, необходимо. Но не в армии, а в семье, в детском садике, в школе, в институте, но не в армии. Может по этой причине сегодня в армии сокращают офицеров-воспитателей. Может уже не надо никого воспитывать. Вопрос спорный и требует нужного решения.